Портал концептуальной литературы
Речь в этом остросюжетном романе - о малоизвестных событиях 1970-х годов на окраине страны, в эпицентре которых оказался молодой адвокат Марк Рубин. Его судьбу – на фоне погромов и конфликтов того советского времени, а также беспределе местной власти - ломает жесткая обвинительная система.
Стоит отметить, что роман основан на реальных событиях, и прототип главного героя, конечно же, был. Да и сам автор «Срока для адвоката» Михаил Кербель пишет лишь о том, что знает не понаслышке. «Эта книга действительно основана на реальных событиях, - рассказывает он в одном из интервью, - и собирание дополнительных материалов отняло не так много времени. Конечно, при написании его во многом мне помогало то, что сам я – адвокат и за свою жизнь провел сотни уголовных и гражданских дел. Некоторые из них описаны в романе».
И действительно, роман построен так, что по мере приближения к трагической развязке мы узнаем немало важного из жизни главного героя. Ведь история Марка Рубина – это, по сути, коллективный портрет того немногочисленного племени молодых идеалистов-романтиков, которые шли работать в судебную систему именно в качестве адвоката. То есть, защитника прав человека. Дело о краже в сельском магазине, дело о злостном хулиганстве, о неуплате алиментов и браконьерстве, даже об убийстве секретаря райкома комсомола – эти истории, рассказанные параллельно основной линии, напоминают настоящий учебник жизни, в котором немало также о тюремном опыте. Но об этом чуть позже.
В начале – об особенностях советского быта, которые не особо афишировались в официальной истории. Например, при поступлении в юридический институт герою романа по секрету сообщили, что по решению партии и правительства евреев и цыган не принимают. Такова была негласно-официальная инициатива, и Марку Рубину (уже в армии) даже предлагали сменить фамилию во избежание дальнейших «жизненных проблем». Также, по сюжету, прибыв в провинциальный город с намерением защиты своей клиентки – беременной цыганки, которая заступилась за брата, избиваемого в пьяной драке местными хулиганами – Марк столкнулся с обратной стороной советской действительности. Один из полулегальных посёлков, где проживала его клиентка, был разделён надвое улицей. По одну сторону улицы жили цыганские семьи, по другую — полукриминальный сброд, который враждовал с цыганами. Эта вражда сопровождалась кровавыми драками. И жертвами в большинстве случаев были цыгане. Все жалобы в милицию оказывались у участкового, которого регулярно «подкармливала» и с которым постоянно выпивала шпана. Таким образом, виновные оставались безнаказанными.
В результате, наш герой тут же засел за написание жалобы в высшие партийные инстанции, дело попало в Москву, на контроль самого Андропова, местный областной прокурор лишился карьерных перспектив, на долгое время став «опекуном» Марка Рубина в его дальнейшей судьбе. И это неудивительно, ведь «вражеские голоса», разнесшие новость по всему миру, ставили под глубочайшее сомнение советский тезис о пресловутой «дружбе народов». «— Марк, ты многого не знаешь. Многого! – сообщает главному герою его давний друг из местной прокуратуры. -Тут такая заваруха вокруг этого дела. Бунт же был! Народ обезумел от цыганского беспредела. Приказано с самого верха «топить» цыган по полной программе! К нам каждый день поступают десятки звонков от «трудящихся» города узнать, не спускаем ли мы дело на тормозах. Народ, Марик, крови хочет! Цыганской крови!»
И так уж случилось, что честный и неподкупный адвокат Марк Рубин, всегда находивший самые невероятные пути оправдания или смягчения участи всех своих подзащитных, оказался бессилен защитить самого себя. И взятка, всученная цыганкой с нелегкой руки предавшего его друга, и «опекунство» упомянутого прокурора привели к тому, что он оказался сначала в тюрьме, а после и в колонии. Причем, не специальных, для работников правоохранительных органов, а в общем исправительно-трудовом заведении. Таким образом, молодой альтруист и романтик, воспитанный на книгах Марка Твена и Джека Лондона, осознал, что «великий и единый советский народ тоже делится на касты», а сам он из высшей касты успешных адвокатов рухнул вниз и стал «грёбаным зэком».
Многое пришлось пережить герою романа в местах заключения – и обвинение в бунте, и каторжный труд, и попытку опустить его, как «мента», и жизнь в одном бараке с убийцами и ворами. Пережить и выстоять, не сломавшись – такой была задача у Марка Рубина, а уж как в дальнейшем сложилась его судьба, об этом, скорее всего, сможем узнать из следующей книги про нашего героя.
Михаил Кербель. Срок для адвоката. – М.: АСТ, 2022. — 320 с. — (Городская проза).
…заканчивает свой интеллектуальный бестселлер «Осиная фабрика» Йен Бэнкс. Изрядно потаскав читателя по жутковатым лабиринтам сознания полусумасшедшего подростка, автор бросает вас именно тогда, когда исполненный гордости за свое читательское терпение, вы наконец-то добираетесь до сути, ровно до того, с чего стоило бы начинать. Если, конечно, думать именно о «сложном психологическом повествовании», которое обещается во всех аннотациях к «лучшему дебюту англоязычной литературы последнего времени». Конечно, меня приучили уже не верить рекламе на обложках, и все же стало обидно, что именно «Фабрику» так долго и пафосно хвалят. Чем же хуже, к примеру, Джонатан Коу, Кристофер Мур или Стелла Даффи? Впрочем, я, кажется, знаю чем. Они тоньше, изящнее, работают не на грубом инстинкте, а на нежном щекотании сокровенных серых клеточек. Ну, впрочем, я не хотела заниматься сравнительным анализом.
(тому, кто не читал «ОФ», под кат лучше не заглядывать…)
«Чудны дела твои, Господи!» — написал Сэмюэль Морзе в своем первом телеграфном сообщении, отправленном в 1844 году из Балтимора в Вашингтон, чем положил начало не только эпохе быстрых сообщений, но и «телеграфному стилю» в литературе.
Совсем недавно мы пережили эпоху смс-сообщений, и те, кто не успел потренироваться в краткости изложения, подсчитывая слова на телеграфных бланках, смогли пройти отличную школу краткости, втискивая мысли в смски.
Как будет выглядеть школа краткого письма у тех, кто опоздал и к смскам?
Подразделение литературы на поэзию и прозу началось с появлением прозы, ибо только в прозе и могло быть произведено. С тех пор поэзию и прозу принято рассматривать как самостоятельные, вполне независимые друг от друга области — лучше: сферы — литературы. Во всяком случае, «стихотворение в прозе», «ритмическая проза» и т. п. свидетельствуют скорее о психологии заимствования, т. е. о поляризации, нежели о целостном восприятии литературы как явления. Любопытно, что подобный взгляд на вещи ни в коем случае не навязан нам критикой, извне. Взгляд этот есть, прежде всего, плод цехового подхода к литературе со стороны самих литераторов.
Природе искусства чужда идея равенства, и мышление любого литератора иерархично. В этой иерархии поэзия стоит выше прозы и поэт — в принципе — выше прозаика. Это так не только потому, что поэзия фактически старше прозы, сколько потому, что стесненный в средствах поэт может сесть и сочинить статью; в то время как прозаик в той же ситуации едва ли помыслит о стихотворении.
Отличный романист Уильям Бойд не так разрекламирован у нас, как его соотечественники Исигуро-Барнс-Макьюэн, ставшие уже почти родными. Как по мне, Бойд им нисколько не уступает. Взять хотя бы его «Броненосца» и «Нутро любого человека» — бездна, просто бездна положительных эмоций.
Но сейчас не об этом, сейчас — о новом романе Бойда «Неугомонная».
Не было моста.
Пащенко на какое-то время забыл даже, как его звали, но отметил, что он и раньше забывал имя. Сегментировались части сознания. Где-то вдали Иванова превращалась в сыр. Чтобы облегчить понимание сути, надо было дозвониться до Ивановой и вернуть ее к жизни, и он знал, что она ответит: О чем это ты?
Но моста теперь точно не было, река передвинулась куда-то вперед, к югу.
- Это все, - сказал он себе.
Одной из проблем является попытка найти себе в двумерном обществе. Не надо искать. Но что тогда делать? Может быть, убивать? А что, если вас насильно сделали обезьяной, но вернуться из обезьян вы не можете? Смириться? Что еще? Убежать? Предлагайте варианты.
Пащенко встал на спуске и смотрел вниз. Мост все же был – его отнесло куда-то вперед, вместе с рекой. На том же месте, где прежде была река, появился залитый водой поселок. Что за поселок? Он много лет видел во сне всю эту катастрофу, но не мог предположить, что все это может случиться наяву. Нужно было спросить у кого-нибудь: так ли все – но никого не было, и он пошел вниз пешком, а как дошел до поселка, оказалось, что тут наставлены какие-то мостки, чтобы не идти вброд. Встретился мужик на лодке. Но о чем его можно было спросить? Ведь ни поселка, ни мужика, еще вчера не было.
Сеня и Коля Горбачёв жили в Дятлово. Колю в детстве называли Михал Сергеевич. Теперь ему было 40 лет, у него до этого было 4 жены, все они теперь отделились, жили сами, ждали, впрочем, как и все русские женщины, чудес. Сене было 35, жена у него была, Тоня с погонялом Сявочка.
В один день Сеня и Коля Горбачёв заработали тыщу рублей в ЖЖ, повесив объявление «Спасение Кошки. Москва». Люди перечислили денег на лечение кошки. Сфотографирован был при этом котёнок Иван Палыча, у него еще было штук пять таких – теперь же предстояло всех их спасти.
Сявочка нажарила котлет, нарезала капусты. Коля Горбачёв сидел возле компьютера в кошачьем сообществе и изображал девушку, у которой болеет кошечка.
-Слы чо, - крикнул он Сявочке.
-Ая! – отозвалась та.
В наших краях такое слово есть «Ая». Его еще переводили как «Аномальное явление», но раньше. Это что-то типа «ась», только заколхозенное смыслами местными. Вообще, ничего великого тут не было, в этой победе. Но факт говорил о многом – на Руси плохо живут только лохи. Умный человек, вот, хотя бы, возжелав забухать, тотчас находит себе способы.
По истории путешествий норвежского исследователя Тура Хейердала можно следить, как менялся мир во второй половине ХХ века. Плавание на плоту «Кон-Тики» через несколько лет после окончания Второй мировой войны – это история о странствии в неведомое. Океан пустынен и чист, главная опасность исходит от стихийных сил. Люди готовы помогать, часто даже безвозмездно. А во время последнего большого плавания экспедиция Хейердала столкнулась с самыми неприятными сторонами цивилизации – всеобщей коммерциализацией, военным противостоянием…
Итак, в ноябре 1977 года известный исследователь Тур Хейердал во главе международной экспедиции отправился в путь на тростниковой лодке «Тигрис», построенной как точная копия древних шумерских судов. Местом старта была деревня Эль-Курна, около которой сливаются великие реки Тигр и Евфрат. Тысячелетия назад здесь существовала одна из древнейших древних цивилизаций Земли, остававшаяся после себя множество загадок.
Рекомендую прочитать — настоящие африканские страсти, любовные интриги и разгадка клубка невероятных событий — все в одном флаконе!
Попробуй, найди тему, когда темы одни и те же. Реальность человека проста, а личностная утонченность зачастую слишком персональна – каждый индивид сам себе кажется микро-богом, но, конечно, бывают и более крупные фигуры – опять же, внутри себя. Экспоненциальный стиль имеет множество ограничений, он напоминает записки парашютиста, который приземлился в очередной раз и увидел вокруг себя привычные контуры. Ничего нового, но старых котов нет. Сеть. Что еще кроме сети?
Джон почему-то вспоминал именно то, как его раскусили именно в Коннектикуте – и ведь хорошо, что все не закончилось тюремным сроком, и Донахью дал ему верное, точное, какое-то бомбометательное определение:
Липкий.
Это б теперь и повторить – Липкий. Джон Подтянул к себе клавиатуру и написал:
Версавия. Главный редактор издательства «Улития».
- Что ж, - сказал он себе, - гробница доблестных — вся земля.
Весь 99-й год он представлялся Пастором и собирал деньги, пока и не произошел акт вскрытия – словно бы взяли и отпаяли горлышко у бутылки с веществом под названием goo. Сила – это понимание того, что люди заняты своими делами, и чем больше дел, тем сильнее автоматизм. Но сильнее всего – дурак, как способ, как средство, как строительный материал для умелых специалистов. Джон, было, решил подвергнуть себя анализу – где же прокололся Пастор? Может быть, червь подточил мостки дороги где-то в процессе прохождения, но между анализом и самоанализом – пропасть. Кислота лишает отваги. Наоборот, движение вперед без оглядки одухотворяет, и здесь ты – первооткрыватель миров и субстанций.
все новости колонки