Текущие конкурсы

Конкурс "Загадочная книга"

Принять участие в конкурсах
20-04-2010Автор: gritangen

Портрет Дориана Грея Супраментальный психоанализ


Грех с большой буквы – это чудо Тьмы, так же как святость – чудо Света. Настоящий грех так глубок, что мы не понимаем его существования. Нечто вроде низкой ноты, недоступной для нашего слуха Может так случится, что распознав истинного грешника, вы придёте в ужас. Но это не значит, что он вам не понравится. Наоборот, вы можете найти такую встречу интересной и даже приятной. (Артур Мачин)
И не только приятной но даже очень приятной
-Лорд Генри смотрел на Дориана, любуясь его ясными голубыми глазами, золотистыми кудрями, изящным рисунком алого рта. Этот юноша, в самом деле, был удивительно красив, и что-то в его лице сразу внушало расположение.
Но очарование его было не только в правильных чертах лица, ведь красивых людей не так уж мало. Воздействие его личности, её магнетизм были необыкновенны. Кому-то он казался воплощением чистоты, кому-то серьёзности и доброты, а кого-то как художника Безила, который боготворил его, он одним своим присутствием вдохновлял на написание шедевров. Это-то роковое воздействие ощутил Бэзил при первой встрече.
-Я оглянулся и тут-то в первый раз увидел Дориана Грея. Глаза наши встретились, и я почувствовал, что бледнею. Меня охватил какой-то инстинктивный страх, и я понял: передо мной человек настолько обаятельный, что, если я поддамся его обаянию, он поглотит меня всего, мою душу и даже мое искусство.-

То есть герой романа ещё не появился, а мы уже понимаем, что это не обычный двадцатилетний великосветский бездельник, с ангельским лицом, а что этот человек обладает даром большим, чем его внешняя совершенная оболочка, даром подчинения людей своему необычайному обаянию, который они приписывают магическому влиянию его красоты. И ещё одно качество нас может насторожить, о котором говорит Бэзил.
–Но иногда он бывает ужасно нечуток, и ему как будто очень нравится мучить меня. Тогда я чувствую, Гарри, что отдал всю душу человеку, для которого она – то же, что цветок в петлице, украшение, которым он будет тешить свое тщеславие только один летний день.
И всё же душа его ещё спит, она ещё не проснулась …для Зла Нужен некто, кто это пробуждение, точнее осознание своей миссии совершит. Нет, это будет не Мефистофель, а человек, исполняющий функцию некоего анти - Предтечи. Пусть не удивляет эта терминология, ведь перед нами вывернутый наизнанку мир, где царствует ПАРАДОКС, а правит Принц-парадокс, лорд Генри В ЭТОМ мире всё поставлено с ног на голову, порок и добродетель поменялись местами. Это мир эстетствующего эгоизма, где «подлинная тайна жизни заключена в зримом, а не в сокровенном.».. Единственной ценностью здесь является земной человек, его зримое воплощение, но никто не провозгласит здесь человека Богом ( как Ф.Нитше). Никто не восхитится дерзновением его творческой воли, нет, здесь иное -- любое, абсолютно любое, даже самое низменное, потаённое и постыдное поползновение человеческого сознание имеет право на осуществление, а этические и религиозные табу – просто предрассудки, некая пошлость жизни, которою цивилизованный человек должен попросту пренебречь
-- Совесть и трусость, в сущности, одно и то же. "Совесть" --официальное название трусости, вот и все.
Эти слова принадлежат лорду Генри, тому самому человеку, которому суждено сыграть в жизни Дориана Грея роль, первооткрывателя истинной сути его души.
В прекрасный солнечный летний день судьба ( а точнее сказать рок) сведёт в мастерской художника Бэзила Холлуорда,где тот пишет портрет Дориана. Парадоксальные рассуждения сэра Генри произведут очень сильное впечатление на его юного собеседника, и внутренне он согласится с ними.
- В наш век люди стали бояться самих себя. Боязнь общественного мнения, эта основа морали, и страх перед богом, страх, на котором держится религия, -- вот что властвует над нами.
. Самоотречение, этот трагический пережиток тех диких времен, когда люди себя калечили, омрачает нам жизнь. И мы расплачиваемся за это самоограничение. Всякое желание, которое мы стараемся подавить, бродит в нашей душе и отравляет нас. А согрешив, человек избавляется от влечения к греху, ибо осуществление -- это путь к очищению. После этого остаются лишь воспоминания о наслаждении или сладострастие раскаяния
-Простые слова --но как они страшны! ( Думает Дориан) От них никуда не уйдешь. Как они ясны, неотразимо сильны и жестоки! И вместе с тем -- какое в них таится коварное очарование!
Можно сказать, что до этого момента Дориан Грей не осознавал . как теперь бы сказали, смысл жизни. Но вот явился тот, который открыл ему самого себя ( точнее приоткрыл), сформулировав пока ещё смутное стремление его сознания к одной цели – потребить этот мир, сделать его средством достижения полноты чувственных ощущений, наслаждаться жизнью, без ограничений и обязательств.
Итак, семена брошены, но лорд Генри не останавливается на достигнутом. ОН настойчиво фокусирует внимании Дориана на одной простой мысли - чтобы наслаждаться, надо оставаться молодым, невозможно вкушать радости жизни будучи стариком.
-Вы удивительно хороши собой, мистер Грей. Не хмурьтесь, это правда. А Красота -- один из видов Гения, она еще выше Гения, ибо не требует понимания. Она - одно из великих явлений окружающего нас мира, как солнечный свет, или весна, или отражение в темных водах серебряного щита луны. Красота неоспорима. Она имеет высшее право на власть и делает царями
тех, кто ею обладает.
Одним словом вперёд, а там пусть будет, что будет. Но как же надо было сфокусироваться на себе самом, чтобы не просто пожелать всех радостей мира, но и пожелать их навечно. Это не просто желание, и даже не мольба. Это молитвенный экстаз ( но молитва эта не Богу). Только избранная для Зла душа, способна пожелать с такой силой и глубиной падения, чтобы получить желаемое. Пройдёт несколько десятилетий, и Артур Мачин, формулируя понятие абсолютного греха, скажет – «Грех, это когда Небо берётся штурмом.»
-Если бы старел этот портрет, а я навсегда остался молодым! За это... за это я отдал бы все на свете. Да, ничего не пожалел бы! Душу бы отдал за это!
Итак, желание Дориана выполнено, отныне стареть за него будет портрет, и можно как мистеру Хайду предаться пороку в неограниченной мере. И парадоксальный мир являет ему как бы образец для подражания, своего рода руководство к действию, путеводитель в мир Тьмы. И опять мы видим перевёрнутую мораль – книга Порока, (своего рода анти-Библия) написана языком мистических откровений.
- Взгляд Дориана случайно остановился на желтой книжке, присланной лордом Генри. Странная то была книга, никогда еще он не читал такой! То был роман без сюжета, вернее -- психологический этюд. Единственный герой его, молодой парижанин, всю жизнь был занят только тем, что в XIX веке пытался воскресить страсти и умонастроения всех прошедших веков, чтобы самому пережить все то, через что прошла мировая душа.
. Чувственная жизнь человека описывалась в терминах мистической философии. Порой трудно было решить, что читаешь --описание религиозных экстазов какого-нибудь средневекового святого или бесстыдные признания современного грешника. Это была отравляющая книга. Казалось, тяжелый запах курений поднимался от ее страниц и дурманил мозг.
В течение многих лет Дориан Грей не мог освободиться от влияния этой
книги. Вернее говоря, он вовсе не старался от него освободиться.
Герой книги .., казался Дориану прототипом его самого, а вся книга -- историей его жизни, написанной раньше, чем он ее пережил.
Однако Дориан не отличался безрассудной смелостью и легкомыслием – во всяком случае, он не пренебрегал мнением общества и соблюдал приличия. Более того он становится образцом для подражания, приобретает авторитет и вес в обществе.
Таким образом, в течении 18 лет Дориан Грей, подобно доктору Джекилу, ведёт практически двойную жизнь. с той лишь разницей. что ему нет надобности превращаться. Его превращение ( а точнее разделение,_ произошло раз и навсегда, его гибнущая душа, заперта в совершенную и неизменную оболочку его тела
Проходит 18 лет, жизни как искусства наслаждения, и Дориан Грей понимает, что устал. Впервые в его сознание закрадываются сомнения, нет это не раскаяние, ибо эгоизм его настолько чудовищен, что раскаяться он просто не может. Но сомнения и страхи просачиваются в его сознание, и настолько сильные, что однажды . также в состоянии аффекта, он показывает Бэзилу свой портрет
-Значит, вы полагаете, Бэзил, что один только бог видит душу
человека? Снимите это покрывало, и вы увидите мою душу.
Дориан сорвал покрывало с и бросил его на пол. Крик ужаса вырвался у художника, когда он в полумраке увидел жуткое лицо, насмешливо ухмылявшееся ему с полотна. В выражении этого лица было что-то возмущавшее душу, наполнявшее ее омерзением. Силы небесные, да ведь это лицо Дориана!
-- Это -- лицо моей души.
-- Боже, чему я поклонялся! У него глаза дьявола!..
Надо ли напоминать, что этой правды Дориан Грей стерпеть не в состоянии. И он совершает своё последнее преступление – убивает художника, лицемерно обвиняя его в причине своего падения.
Стоит обратить внимание, на то обстоятельство, что впечатление, которое производит портрет Дориана Грея, сродни впечатлению. производимому на очевидцев лицом мистера Хайда – оно было невыразимо омерзительным. И объяснить этот эффект только старостью, морщинами и злобным выражением лица вряд ли возможно. Это было нечто неизъяснимо большее, то чему нет названия., это было лицо Зла.
Но гибнущая душа уже диктует свои условия телесной оболочке – и Дориан Грей, не в силах выносить эту раздвоенность, ищет забвения, памятуя наставления сэра Генри "Лечите душу ощущениями, а ощущения пусть лечит душа".
–Да, в этом весь секрет! Он, Дориан, часто старался это делать, будет стараться и впредь. Есть притоны для курильщиков опиума, где можно купить забвение. Есть ужасные вертепы, где память о старых грехах можно утопить в безумии новых. Если верить психологам, бывают моменты, когда жажда греха (или того,что люди называют грехом) так овладевает человеком, что каждым фибром- его тела, каждой клеточкой его мозга движут опасные инстинкты. В такие моменты люди теряют свободу воли. Как автоматы, идут они навстречу своей гибели. У них уже нет иного выхода, сознание их--либо молчит, либо своим вмешательством только делает бунт заманчивее.-
И всё же поднимая нож на портрет, Дориан не собирается совершить самоубийство, он стремиться только отсечь ту часть себя, которая ужасает его своим безобразием. Но даже дар Тьмы не безграничен, за всё надо платить….И поразив портрет, он убивает себя самого.
Так кончается роман-притча о человеке, для которого «в иные минуты Зло было лишь одним из средств осуществления того, что он считал красотой жизни».

рейтинг: 10
ваша оценка:

Основое

Конкурсы

Логин Пароль
запомнить чужой компьютер регистрация забыли пароль?
28-05-2019
Update

Друзья!

Наш сайт продолжает обновляться!

Если вы обнаружите какие-то сбои в работе модулей,

Пишите на kunstcamera@mail.ru

Журнал "Наша мододежь"
Журнал "Бульвар Зеленый"
22-05-2019
Jonny_begood. Халед Хоссейни «Бегущий за ветром»

Халед Хоссейни – самый знаменитый из ныне пишущих афганцев. Известным он стал как раз благодаря своему роману «Бегущий за ветром», который вышел в 2003 году и стал мировым бестселлером. Действие разворачивается на фоне политической катастрофы в Афганистане. В романе можно усмотреть черты семейной саги, ведь «Бегущий за ветром» — эпос семейный, в основе — судьбы двух афганских мальчиков у которых был общий отец.

22-05-2019
KINOTE: книги про кино. Дэвид Бордвелл «Парень по кличке Джо»

Kinote

kinote (арт-кино в движении и в деталях)

——————————————————

Teaser-weerashetak

Дата выхода: 2009
Страна производитель: Австрия
Название: Apichatpong Weerasethakul
Количество страниц: 256 (245 цветных иллюстраций)
Язык: английский
Автор: под редакцией Джеймса Квандта

22-03-2019
Николай Желунов.Харуки Мураками «Обезьяна из Синагавы»

Это не сюрреализм и не магический реализм. Не фантастика. Это психологическая проза. Подсознание разговаривает с нами через образы и из них сложена эта история.

Обезьяна — это метафора ревности Мидзуки. Она так угнетала героиню, что была загнана в подсознание — «жила в канализации» (обезьяны не живут в канализации, на минутку). Доктор в результате нескольких сеансов позволил Мидзуки психологически раскрыться и нашел проблему в ее подсознании. Родители любили не Мидзуки, а ее старшую сестру, и девочка получила психологическую травму. Героиня утверждает, что ревность и зависть ей чужды (естественно, ведь о проблеме знает только подсознание), но очевидно ревнует и завидует.

16-03-2019
Выпускники

- А ты когда брал? – спросил Женя.
- Я старый. Десяточка, - ответил Миша Седой, - сейчас и другие цены, да и все не так. Мы уже, мы уже мамонты с тобой, друг. Скоро и мы вымрем.
- Работаешь?
- Да, - отвечал он,  вздыхая, тоном вроде бы жизненным, с другой стороны – каким-то извиняющимся – мол, никак иначе и нельзя было поступить, хотя, извинения эти относились к реальности в целом.
- А я – нет. Ну я так. Ну, понял, да? Как бы это.
- А какой брал?
- Так это когда было? Пять лет назад.
Женя и Миша Седой встретились у станции метро «Боровицкая», день был ветреный, а ветер какой-то острый, какой-то проникающий, кинжальный. Отмечали день покупки дипломов с рук, прямо здесь, у этой станции в свое время, а потому, каждому было интересно, кто чего добился. Кроме того, было интересно, какие вообще теперь дела? Говорят же еще «как по-ходу дела», и это метод облегчения и фразы, и субстанции текущего дня, чувства. И, потом, все же интересно было узнать, как теперь развивается индустрия подпольного изготовления корочек – все ли тут хорошо, или закрутили гайки, или вообще, закрутили их вообще до полного удушения, или же есть еще воздух.

16-03-2019
Елена Блонди. Сто прочитанных романов. Себастиан Жапризо, «Любимец женщин»

Забавная по сравнению с другими романами автора книга. На протяжении всего сюжета она заставляет пребывать в недоумении, читаешь и думаешь, нет, тут явно что-то не так. В итоге да, автор делает финт и все «не так» уютно располагается по своим местам. И вместо серьезного, захватывающего трагического сюжета получается, тут и пародия, и издевочка, и насмешка над собой и гендерными стереотипами.
Но пока этого не поймешь, автора хочется просто убить за описание эдакого сферического самца в вакууме, идеального с мужской точки зрения «милого друга» (с), который всеми встреченными женщинами так беззаветно востребован. Вместе с автором хочется расстрелять и главного героя, но собственно, роман начинается с его смерти, и продолжается развитием сюжета от настоящего в прошлое, в котором — еще пара попыток «милого друга» подстрелить.

21-02-2019
10 затонувших городов мира

Ученые отмечают, что уровень Мирового океана повышается и многие города, которые расположены на побережье, находятся в опасности.
Когда речь заходит о затонувших городах, на ум сразу приходит Атлантида, которая, согласно легендам, была богатым городом с множеством прекрасных храмов, богатой растительностью и великолепными статуями богов. Возможно, это просто миф. Тем не менее в истории были реальные города, которые затонули.

21-02-2019
Неизвестный Египет

«ГОРЫ ОКРЕСТ ЕГО» [Пс 124, 2].
       В Средние века город Каир именовался Вавилоном, а Нил - Евфратом. Это утверждалось  викарием Гергардом, что был послан к султану Саладину в 1175 г. Фридрихом Барбароссой: «Я плыл по морю 47 дней… Наконец, я вошел в Александрийскую гавань, пред которою возвышается громадная каменная башня, указывающая морякам вход в нее. Так как Египет — плоская страна, то на башне горит огонь всю ночь; он обозначает собою для мореплавателей место гавани, чтобы спасти их от опасности. Александрия — великолепный город, украшенный зданиями, садами, и с безчисленным населением. В нем живут сарацины, иудеи и христиане; сам же город находится во власти Вавилонского султана. В прежнее время этот город был очень велик, как то показывают следы развалин. Он протягивался на 4 мили в длину, и одну милю в ширину. С одной стороны его омывал рукав реки, проведенный из Евфрата; с другой же к нему примыкало великое море…» [Арнольд Любекский. Славянская хроника (из записок путешественника XII века Гергарда викария Страсбургского епископа) // История Средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Том III. - СПб., 1887. - С. 445] .

21-02-2019
Козлоу. Боковые концепции. Ослоу

Я расскажу о шаблоне концепции. Это значит, что самой концепции еще нет, но она может скоро появиться.

Шаблон.

Человека самого надо тестировать, шаблон ли он –  в будущем появятся методы определения фейса.

21-02-2019
В-Глаз. Катерина Дмитриева. Мешок без дна (Рустам Хамдамов, 2017)

Пропустив премьеру фильма, спросила друга, на что он похож. «Ни на что не похож» — ответил мне друг, и это стало для меня своеобразным эпиграфом к фильму (люди, участвовавшие в его создании неоднократно подчеркивали в своих интервью, что успех проекта — всецело заслуга режиссера, фильм очень авторский, и такого видения больше ни у кого нет).

все новости колонки

Кол Контрультура

Буквократ

X

Регистрация