Текущие конкурсы

Конкурс "Загадочная книга"

Принять участие в конкурсах
23-06-2010Автор: natale2010

Сказание об Аграфене Купальнице

 

СКАЗАНИЕ ОБ АГРАФЕНЕ КУПАЛЬНИЦЕ

 Жил когда-то на Руси богатый боярин. Имя его давно позабылось, как и имя его молодой жены. Помнят только, что был он несметно богат, что хоромы у него были белокаменными. Столы его белодубовые ломились от яств всяческих. Во мно­жестве было у него дружины сильной, слуг да прислужников.

Был он могуч и храбр. Враг дрожал при виде его и бежал прочь с поля брани, услышав его устраша­ющий крик.

Всего в достатке у боярина. Но не было только счастья в его высоких палатах. Не пела песен его молодая женушка, не слышно было веселых голо­сов малых детушек. Мрак и тишь царили в богатом дому. Неслышно ступали слуги по тесовому полу. Не смели громкого слова сказать, дверью скрипнуть, спугнуть зыбкий сон болезной боярыни. Чуть что — и вскрикнет она, вскинется и замечется в липком огне, застонет от нестерпимой боли, от томящего ужаса. Что страшит боярыню? Какая напасть то­мит ее? И кто беду накликал на боярский дом?

Сразу же после свадебного пира слегла новоб­рачная. Переступила лишь порог опочивальни и рухнула с криком на руки молодого мужа. Вместо брачного ложа возложили невесту на смертный одр. С каждым днем бледнело ее лицо, сохло, бессилело тело. Никто не мог вылечить несчаст­ную. И шептались по углам, что злая разлучница навела чары на бедную боярыню, что нет ей помо­щи, что недолго ей осталось на свет белый глядеть.

Безутешный боярин кого только не искал, какие дары не сулил. Из-за моря привозил лекарей — все напрасно. С каждым днем боярыне хуже. Казалось, нет на земле ей избавления от злой немочи.

Обратился тогда боярин к Всевышнему. Пос­троил во дворе церковь маленькую. День и ночь молит Бога послать жене исцеление.

Однажды ночью, обессиленный, забылся он на полу перед алтарем. И привиделся ему сон. А во сне был ему странный голос. Вещал он, что живет на краю леса дремучего убогая старица по имени Аграфена, по прозвищу Купальница. И возложена на нее Божия благодать. Собирает старица травы, коренья, водой заговоренной болящих пользует. От молитв праведных, от трав целебных поднима­ются хворые, встают со смертного одра и славят Господа Бога, Аграфене в ноги кланяются.

Проснулся боярин. Дивится сну, и шевельнулась в душе усталой надежда. Послал он своих прислужников по всей земле искать старицу. Торо­пит их, сулит подарки богатые, коли отыщут.

Немного времени прошло. Вскорости верну­лись прислужники. Без большого труда праведни­цу отыскали, молва о ней по земле давно шла. Найти-то нашли старицу, да не желает она на боярский двор идти. Не может-де сирых да убогих без присмотру-помощи покинуть.

Боярин сам отправился в путь. Три дня не сходит с коня, волком по лесу рыскал, по бездоро­жью грязь месил, по полям скакал. Остановился наконец у ветхого домишки. В щелях ветер свищет, крыша соломенная вот-вот завалится. А кругом убогие да болезные. Кто к тыну притулился, кто к завалинке привалился, кто вовсе на земле лежит.

Сошел боярин с коня, в домишко вступил, на образа крестится. Тесно, убого в домишке, а ды­шать легко. В красном углу лампадка у образов. На стенах, потолке травы висят, коренья, веники березовые, можжевельник. Дух от них целитель­ный, хворь отгоняет, силы прибавляет...

Видит боярин: на лавках калеки лежат, за коря­вым столом убогие сидят, на полатях — болезные стонут.

И стоит посреди избы маленькая старушоночка. В старой поневе, в платочке да лаптях лыковых. Вся сморщенная, а глаза светятся.

Упал боярин перед старицей на колени, кланя­ется ей в землю, молит помочь его боярыне.

Старица на боярина смотрит и головой качает:

Не обессудь, — говорит, — на все воля Божия. Сподобил меня Господь нищую братию призреть, и покинуть я их не покину. Мне всякая душа дорога, а без меня им пропасть.

Не унимается боярин, молит слезно, сулит ста­рице дары богатые. Обещает сам нищих ее при­зреть, а ее в сытости и праздности до самой до смерти держать.

Нахмурилась старица.

В сытости и праздности жить — грех великий. Этим ты боярин к себе не сманишь, а силой идти не принудишь. Ежели и вправду добро сотворить хочешь, созови ты к себе на постой всех сирых да убогих, всех калик перехожих. Коли будет все от доброй воли, от чистой души — повернется к тебе Господь и мне знак подаст. А пока ворочайся ты восвояси да подумай о моих словах.

Поскакал боярин в родную сторонку, к своему двору. Велел прислужникам запрягать коней да свозить на боярский двор всю нищую братию.

Со всех четырех сторон потянулись на боярский двор нищие. Плелись по дорогам-тропам потихо­нечку, а молва вперед катилась, у порогов рассыпалась, и разносилась о боярине слава по русской земле. Всех принимал щедрый хозяин, никому не отказывал. С утра у ворот стоял, всякого привечал, да все высматривал, не идет ли где старица Аграфена. Сердцем чуял он, в ней одной спасение для молодой жены.

И Бог дал знак праведнице. И чудо случилось...

Только старица из домишки своего вышла — полегчало боярыне. Чем дальше старица по дороге ковыляла, тем легче дышала болезная, а как во двор вошла — глаза открыла.

Бросился боярин к гостье дорогой, кланялся ей до самой земли, под руки в хоромы повел. Отвел ей покой богатый, платье подарил нарядное. Но не стала праведница подарков брать, на них даже и не глянула. Пошла она к молодой хозяйке. Перекрес­тила, на постель присела, за руку взяла. А рука у боярыни, что перышко легкое, исстаяла вся. Стала Аграфена над молодой молитвы читать.

— Господи, Боже наш... молитв ради Пречистые Твоея Матери и всех святых... помилуй болезную, не дай пропасть голубиной душе...

Долго читала молитвы старица. Потом наказала баню топить. Да не просто так, а с заговорами. Воду крестом серебряным святила, водой той баньку кропила: от глаза завистного, горестного, радостно­го... от всякой порчи злющей, липучей ограждала.

Пол в бане старица  сама травами устлала, на полок свежей крапивы нанесла. И веники навязала, не простые, а заговоренные: ветка от березы, ветка от ольхи, от черемухи да ивы, от калины, рябины, смородины, — ветки все целебными травами пере­ложены.

Теми вениками старица боярыню пользовала. Мяла ее, парила, болезнь-немочь из тела изгоняла:

— Летит птица за моря, бежит зверь за леса, дерево в дерево, мать земля в свою мать землю, железо в свою мать руду, так бы черная немочь бежала в свою мать тартарры, во тьму кромешную, а бежала б назад не ворочаючи, а была бы раба Божия боярыня жива и здорова. А буди та, черная немочь, моим речам покорна... Замыкаю свои словеса словом великим, замыкаю все недуги с полунедугами, все хворобы с полухворобами, а замыкаю я мое слово великое на рабу Божию, боярыню, от черной немочи, по сей день, по сей час, по всю жизнь ее...

И вышла из молодой женщины немочь. Вздох­нула боярыня полной грудью. Взглянула на мир — словно в первый раз увидела.

А старица молодую под руки подхватила, на реку повела, омыть ключевой водой.

Недаром Аграфену Купальницей звали. Все бо­лести она водой смывала. Купает старица боярыню в реке, приговаривает:

— Вошла раба Божия в реку, благославясь да перекрестясь, свежей водицей умылася, вся ею облилася, с головой окунулася, здоровенькой встрепенулася...

А пока боярыня в реке купалася, велела старица обетную кашу варить из проса и овса, пшеницы да ячменя. На веселый пир да на весь нищий мир.

Вынесли из палат столы белодубовые, накрыли на них скатерти бранные. Чего там только не было от щедрости боярской.

Отслужили молебен за здравие во славу Божию, к угощению пригласили. Поела молодая жена обетной каши, заиграл на щеках ее румянец, и потянуло ее в сон.

Три дня и три ночи спала боярыня. А встала — словно и не хворала.

Зажил боярин с молодой женой душа в душу. Счастье в их доме с той поры не переводилось. Что ни год, то сынок или дочка радости родителям прибавляли. Звенели в палатах звонкие голоса. Пелись веселые песни.

А старица Аграфена так до последнего вздоха при боярах и жила. Но не в праздности да доволь­стве. Денно и нощно пеклась она о сирых да убогих в богадельне, что боярин при церкви построил. Не ради корысти, ради дела Божьего трудилась пра­ведница. Помогала от болести и от горести, от глазу, привороту.

Никто, как Аграфена не знал, где какая трава растет, где какой цветочек цветет. В ночь под Ивана Купалу тащилась старица в заветные ухоромы целебную травку рвать, корешки копать. Одолень-траву брала, что кувшинкой белой по заро­сшим заводям плавает. Большую силу Одолень-трава имеет, надежа она от всех напастей. Веками матери кладут в ладанку корешок, оберечь милого дитятку...

Копала Аграфена чернобыльник да кошкину траву — от многих болестей облегченье, рвала цветы Ивана-да-Марьи, золотолистника...

Знала она, где колдовские травы искать, и раз­рыв-траву, и траву плакун, но не брала тех трав, а места потайные пуще глаз своих берегла.

За смирение, за дела добрые даровал Господь Аграфене жизнь долгую и легкую смерть. Даровал и память народную.

Не один век прошел с той поры. Бродили по Руси Святой калики перехожие, разносили славу про Аграфену Купальницу, про щедрого боярина со боярыней. Боярские имена-то позабывались, перепутались, то одни называют, то другие, в каж­дой губернии на свой манер. А Аграфену Купальницу повсеместно чтят. В Святцах особый день у нее, что на шестое июля приходится, в самый канун Ивана Купалы.

Крепко держится на Руси обычай на Аграфену росой умываться, да в реках купанья начинать. Но допрежде шли в баню париться, с вениками да травами, чтоб здоровье прибавилось. А здоровым да чистым и  гулять в самый раз. Вот и водят на Аграфену хороводы, игры играют, песни поют да на травах гадают.

Знахари-шептуны, те особо Аграфену чтят. В ночь с Аграфены на Ивана Купалу рвут они по тайным местам целебные травы. Собранные в эту ночь, они имеют особую силу.

И еще один обычай долго на Святой Руси жил. Варили на Аграфену вскладчину обетную кашу и выставляли ее для всей нищей братии. Большой грех был в тот день голодного не накормить, бедному грош не подать.

 Хороший обычай, жаль, что забылся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рейтинг: 10
ваша оценка:

Основое

Конкурсы

Логин Пароль
запомнить чужой компьютер регистрация забыли пароль?
22-05-2019
Jonny_begood. Халед Хоссейни «Бегущий за ветром»

Халед Хоссейни – самый знаменитый из ныне пишущих афганцев. Известным он стал как раз благодаря своему роману «Бегущий за ветром», который вышел в 2003 году и стал мировым бестселлером. Действие разворачивается на фоне политической катастрофы в Афганистане. В романе можно усмотреть черты семейной саги, ведь «Бегущий за ветром» — эпос семейный, в основе — судьбы двух афганских мальчиков у которых был общий отец.

Журнал "Наша мододежь"
22-05-2019
KINOTE: книги про кино. Дэвид Бордвелл «Парень по кличке Джо»

Kinote

kinote (арт-кино в движении и в деталях)

——————————————————

Teaser-weerashetak

Дата выхода: 2009
Страна производитель: Австрия
Название: Apichatpong Weerasethakul
Количество страниц: 256 (245 цветных иллюстраций)
Язык: английский
Автор: под редакцией Джеймса Квандта

22-03-2019
Николай Желунов.Харуки Мураками «Обезьяна из Синагавы»

Это не сюрреализм и не магический реализм. Не фантастика. Это психологическая проза. Подсознание разговаривает с нами через образы и из них сложена эта история.

Обезьяна — это метафора ревности Мидзуки. Она так угнетала героиню, что была загнана в подсознание — «жила в канализации» (обезьяны не живут в канализации, на минутку). Доктор в результате нескольких сеансов позволил Мидзуки психологически раскрыться и нашел проблему в ее подсознании. Родители любили не Мидзуки, а ее старшую сестру, и девочка получила психологическую травму. Героиня утверждает, что ревность и зависть ей чужды (естественно, ведь о проблеме знает только подсознание), но очевидно ревнует и завидует.

16-03-2019
Выпускники

- А ты когда брал? – спросил Женя.
- Я старый. Десяточка, - ответил Миша Седой, - сейчас и другие цены, да и все не так. Мы уже, мы уже мамонты с тобой, друг. Скоро и мы вымрем.
- Работаешь?
- Да, - отвечал он,  вздыхая, тоном вроде бы жизненным, с другой стороны – каким-то извиняющимся – мол, никак иначе и нельзя было поступить, хотя, извинения эти относились к реальности в целом.
- А я – нет. Ну я так. Ну, понял, да? Как бы это.
- А какой брал?
- Так это когда было? Пять лет назад.
Женя и Миша Седой встретились у станции метро «Боровицкая», день был ветреный, а ветер какой-то острый, какой-то проникающий, кинжальный. Отмечали день покупки дипломов с рук, прямо здесь, у этой станции в свое время, а потому, каждому было интересно, кто чего добился. Кроме того, было интересно, какие вообще теперь дела? Говорят же еще «как по-ходу дела», и это метод облегчения и фразы, и субстанции текущего дня, чувства. И, потом, все же интересно было узнать, как теперь развивается индустрия подпольного изготовления корочек – все ли тут хорошо, или закрутили гайки, или вообще, закрутили их вообще до полного удушения, или же есть еще воздух.

16-03-2019
Елена Блонди. Сто прочитанных романов. Себастиан Жапризо, «Любимец женщин»

Забавная по сравнению с другими романами автора книга. На протяжении всего сюжета она заставляет пребывать в недоумении, читаешь и думаешь, нет, тут явно что-то не так. В итоге да, автор делает финт и все «не так» уютно располагается по своим местам. И вместо серьезного, захватывающего трагического сюжета получается, тут и пародия, и издевочка, и насмешка над собой и гендерными стереотипами.
Но пока этого не поймешь, автора хочется просто убить за описание эдакого сферического самца в вакууме, идеального с мужской точки зрения «милого друга» (с), который всеми встреченными женщинами так беззаветно востребован. Вместе с автором хочется расстрелять и главного героя, но собственно, роман начинается с его смерти, и продолжается развитием сюжета от настоящего в прошлое, в котором — еще пара попыток «милого друга» подстрелить.

21-02-2019
10 затонувших городов мира

Ученые отмечают, что уровень Мирового океана повышается и многие города, которые расположены на побережье, находятся в опасности.
Когда речь заходит о затонувших городах, на ум сразу приходит Атлантида, которая, согласно легендам, была богатым городом с множеством прекрасных храмов, богатой растительностью и великолепными статуями богов. Возможно, это просто миф. Тем не менее в истории были реальные города, которые затонули.

21-02-2019
Неизвестный Египет

«ГОРЫ ОКРЕСТ ЕГО» [Пс 124, 2].
       В Средние века город Каир именовался Вавилоном, а Нил - Евфратом. Это утверждалось  викарием Гергардом, что был послан к султану Саладину в 1175 г. Фридрихом Барбароссой: «Я плыл по морю 47 дней… Наконец, я вошел в Александрийскую гавань, пред которою возвышается громадная каменная башня, указывающая морякам вход в нее. Так как Египет — плоская страна, то на башне горит огонь всю ночь; он обозначает собою для мореплавателей место гавани, чтобы спасти их от опасности. Александрия — великолепный город, украшенный зданиями, садами, и с безчисленным населением. В нем живут сарацины, иудеи и христиане; сам же город находится во власти Вавилонского султана. В прежнее время этот город был очень велик, как то показывают следы развалин. Он протягивался на 4 мили в длину, и одну милю в ширину. С одной стороны его омывал рукав реки, проведенный из Евфрата; с другой же к нему примыкало великое море…» [Арнольд Любекский. Славянская хроника (из записок путешественника XII века Гергарда викария Страсбургского епископа) // История Средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Том III. - СПб., 1887. - С. 445] .

21-02-2019
Козлоу. Боковые концепции. Ослоу

Я расскажу о шаблоне концепции. Это значит, что самой концепции еще нет, но она может скоро появиться.

Шаблон.

Человека самого надо тестировать, шаблон ли он –  в будущем появятся методы определения фейса.

21-02-2019
В-Глаз. Катерина Дмитриева. Мешок без дна (Рустам Хамдамов, 2017)

Пропустив премьеру фильма, спросила друга, на что он похож. «Ни на что не похож» — ответил мне друг, и это стало для меня своеобразным эпиграфом к фильму (люди, участвовавшие в его создании неоднократно подчеркивали в своих интервью, что успех проекта — всецело заслуга режиссера, фильм очень авторский, и такого видения больше ни у кого нет).

21-02-2019
Они едят. Набросок 2

А утром на него напал трактор. Нет, Виталя всегда быстро соображал, он какое-то время назад даже занимался сопоставлениями «кто умнее» и даже мерил IQ. Зашел в аккаунт Фейсбука, а там задание: ответьте на вопросы, узнайте, умный вы или дурак.

- Интересно, - сказал Виталя.

В скайпе что-то писал Павел Корнев.

- Ты устарел, пиши в телеграм, - отвечал Виталя.

В телеграмме писали Зиновьев, Марина Дашковская, девушка, которая сочиняла стихи с матами. Экспрессивность Дашковской, возможно, достигала высокой степени, и многие писали ей предложения – впрочем, не здесь.

Инстаграм.

Виталя икнул, вышел на двор, потянулся и подался идти по улице, чтобы, достигнув некоего сельмага, купить хотя бы какого-нибудь пива. И он подумал:

- Худшее пиво – это Халзан.

все новости колонки

Кол Контрультура

Буквократ

X

Регистрация