Camera Kunsta

Портал концептуальной литературы

21-12-2022
Knigozavr

Смысловой идентификатор. Фантастика это: (определение из Энциклопедии эпистемологии и философии науки)

ФАНТАСТИКА — в литературе, искусстве и некоторых др. дискурсах изображение фактов и событий, которые, с точки зрения господствующих в данной культуре мнений, не происходили и не могли происходить («фантастических»). Понятие «Ф.» является культурно и исторически относительным, поскольку представления о том, какие именно факты могут происходить в реальности, зависят как от характерного для данной культурной эпохи понимания реальности, так и от индивидуального мировоззрения. Понятие фантастического является производным от картины мира как несовместимое с ней.
В узком смысле Ф. называют корпус произведений литературы и искусства, включающих в себя фантастическое в качестве центрального элемента эстетической системы. В истории мировой литературы традиционно выделяют три слоя литературных текстов, безусловно относимых к фантастическим — Ф. волшебной сказки, Ф. романтизма, так называемую современную Ф., сформировавшуюся в 19—20 вв.

Существенное расхождение в мировоззрениях авторов и читателей литературных памятников приводит к серьезным затруднениям при решении вопроса об отнесении созданных в прошлые культурные эпохи текстов к категории фантастических. В частности, в гуманитарной мысли не существует единого мнения о применимости понятия «Ф.» к мифу, а также к средневековой литературе с суеверными или религиозно-мистическими мотивами (иногда высказывается мнение, что в данном случае речь идет о так называемой «бессознательной» Ф.), поскольку считается, что события, фантастические с нашей точки зрения, могли быть реальными для создателей мифов. К безусловно фантастическим относят тексты, в отношении которых можно с достаточной долей уверенности констатировать, что создание фантастического входило в намерение автора текста. Не считаются фантастическими нереалистические элементы текста, появившиеся в нем вследствие невежества, ошибки или небрежности автора. Статус фантастического часто приобретают представления прошлых эпох после их критического переосмысления в последующие эпохи; в частности, в литературоведении считается, что Ф. сказки возникла в результате переосмысления и разложения мифа.
Принято считать, что фантастическое является нарушением законов природы (или, говоря шире, законов реальности). Однако сами представления о законах реальности являются исторически и логически вторичными по отношению к представлениям о нормальных (обычных, встречающихся) категориях фактов. Ф. изображает новые, несуществующие типы событий, в то время как нефантастический художественный вымысле имеет дело с событиями, хотя реально и не происходившими, но могущими произойти, т.е. относящимися к существующим, привычным категориям событий. Таким образом, граница между художественным и фантастическим вымыслом пролегает там же, где граница между единичным фактом и категорией фактов.
С психологической точки зрения, Ф. является результатом массового и систематического использования человеческой способности к воображению, и поэтому мотивы возникновения Ф. в целом совпадают с мотивами использования воображения. Важнейшими из них являются воображаемое удовлетворение желаний и потребностей, а также наглядное представлений гипотетических реалий, имеющих существенное ценностное значение, но не данных в опыте — загробной жизни, будущего и т.п. Привлекательность фантастического, по всей видимости, также объясняется имеющей эволюционное происхождение склонностью человека к новой, еще неизвестной информации (неофилией). Кроме того, в литературе и искусстве Ф. выполняет широкий спектр эстетических задач; в частности, фантастические образы могут играть роль сложных метафор, сатирических гиперболизаций и др.
Научная Ф. — разновидность Ф., использующая гипотетические достижения науки и техники в качестве объяснения происхождения изображаемого фантастического. В литературной критике принято противопоставление научной Ф. и «фэнтези», использующей концепт «магического» в качестве объяснительного принципа фантастического. В отличие от «магических» феноменов, являющихся принципиально таинственными для обыденного сознания, декларируемая научность научно-фантастических феноменов если и не делает их полностью прозрачными для понимания, то, по крайней мере, создает впечатление открытости для якобы существующих научных объяснений. Потенциальная объяснимость научно-фантастических феноменов побуждает некоторых авторов вместо термина «научная Ф.» употреблять термин «рациональная Ф.» (Л. Геллер, Е.Н. Ковтун).
Научная Ф. является одной из составных частей процесса осмысления научно-технического прогресса в человеческой культуре, и поэтому ее возникновение неотъемлемо связано с ускорением развития науки и техники в эпоху Нового времени. Элементы научной Ф. в художественной литературе возникают вместе со становлением классической науки в 17—18 вв., а окончательное формирование научной Ф. в качестве особого жанра литературы произошло на рубеже 19 и 20 вв. Осознание закономерностей поступательного и восходящего научно-технического развития западной цивилизации привело к тому, что сферой «обитания» фантастического в литературе и искусстве все чаще стало выступать предвидимое будущее. Концепт «будущего» в рамках научной Ф. стал пониматься, прежде всего, в свете предстоящих, еще не известных научных открытий, и в этом качестве «будущее» в литературе пришло на смену характерному для донаучной Ф. концепту «мифологического (сказочного) пространства». В 20 в. научную Ф. часто не вполне точно определяли исключительно как литературу о будущем (Д. Биленкин, С. Павлов). Безусловно, именно благодаря научной Ф. сама тема предвидения будущего и построения его возможных сценариев стала одной из задач литературы и искусства (С. Лем). Тесная связь научной Ф. со столь общественно значимыми институтами, как наука и техника в разное время позволяла приписывать научной Ф. большое число социальных функций; в частности: подготовку общественного сознания к грядущим достижениям науки и техники, популяризацию научных знаний и научных гипотез, пропаганду научно-технического образования и науки как профессии, исследование социальных и моральных последствий применения некоторых научных достижений, стимулирование общественного интереса к научным достижениям, стимулирование интереса самих ученых к некоторым направлениям научных исследований (напр., робототехники), предсказание будущих технических и социальных новаций.
В то же время к концу 20 в. в гуманитарной мысли стало расти осознание того факта, что связь между наукой и научной Ф. является в значительной степени внешней, поскольку истинной причиной появления фантастического является свобода автора в пределах пространства текста. Приводимые фантастами объяснения в большинстве случаев не имеют отношения к серьезной науке, и, с др. стороны, фантастическое в искусстве всегда может быть объяснено и иным, не научно-фантастическим способом, или даже вообще никак не объясняться. Массовое осознание фактической независимости фантастических феноменов от навязываемых им критериев научности привело к процессу постепенной редукции научно-технических объяснений в произведениях литературы и искусства. На рубеже 20 и 21 вв. критика провозгласила «смерть научной Ф.» (А. Абрамов, А. Белоцицкий), что, впрочем, означало не окончательный уход научно-технических объяснений фантастического из литературы, а только размывание определенности научной Ф. как отдельного жанра.
Тезис о том, что научная Ф. есть, прежде всего или исключительно, литература о будущем, выдвигается в следующих источниках: Биленкин Д. Реализм фантастики // Сборник научной фантастики. Вып. 32. М., 1988; Павлов С. Пора договориться о терминах // В мире фантастики: сборник литературно-критических статей и очерков. М., 1989. Термин «рациональная Ф.» как заменитель термина «научная Ф.» используется в следующих книгах: Ковтун Е.Н. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, притчи и мифа (на материале европейской литературы первой половины 20 века). М., 1999; Геллер Я. Вселенная за пределами догмы: Размышления о советской фантастике. Лондон, 1985. Тезис о смерти научной Ф. выдвигается, кроме прочего, в следующих статьях: Абрамов А. Матрица, или Смерть научной фантастики// Мирт. 2000. № 5; Белоцицкий А. Научная фантастика умерла // Техника — молодежи. 2001. № 2; Дерябин С. Смерть агента // Если. 2003. № 5; Курков П. Опять умер Жюль Берн… // Звездная дорога. 2003. № 6; Нехорошее М. Кризис фантастики как зеркало кризиса цивилизации // Полдень, XXI век. 2004. № 1; Скаландис А. НФ сегодня, или Пляски на гробах // Полдень, XXI век. 2003. № 3; Шмалько А. НФ — умри? // ПИТЕРЬоок. 2003. № 11.
К.Г. Фрумкин

Энциклопедия эпистемологии и философии науки. М.: «Канон+», РООИ «Реабилитация». И.Т. Касавин. 2009.

Основое

Логин Пароль
запомнить чужой компьютер регистрация забыли пароль?
21-12-2021
Спасение Кошки, Москва

           Сеня и Коля Горбачёв жили в Дятлово. Колю в детстве называли Михал Сергеевич. Теперь ему было 40 лет, у него до этого было 4 жены, все они теперь отделились, жили сами, ждали, впрочем, как и все русские женщины, чудес. Сене было 35, жена у него была, Тоня с погонялом Сявочка.

 В один день Сеня и Коля Горбачёв заработали тыщу рублей в ЖЖ, повесив объявление «Спасение Кошки. Москва». Люди перечислили денег на лечение кошки. Сфотографирован был при этом котёнок Иван Палыча, у него еще было штук пять таких – теперь же предстояло всех их спасти.

 Сявочка нажарила котлет, нарезала капусты. Коля Горбачёв сидел возле компьютера в кошачьем сообществе и изображал девушку, у которой болеет кошечка.

 -Слы чо, - крикнул он Сявочке.

-Ая! – отозвалась та.

В наших краях такое слово есть «Ая». Его еще переводили как «Аномальное явление», но раньше. Это что-то типа «ась», только заколхозенное смыслами местными. Вообще, ничего великого тут не было, в этой победе. Но факт говорил о многом – на Руси плохо живут только лохи. Умный человек, вот, хотя бы, возжелав забухать, тотчас находит себе способы.

Журнал "Наша мододежь"
Журнал "Бульвар Зеленый"
17-12-2021
Ольга Шатохина. Когда тростник прочнее стали…

По истории путешествий норвежского исследователя Тура Хейердала можно следить, как менялся мир во второй половине ХХ века. Плавание на плоту «Кон-Тики» через несколько лет после окончания Второй мировой войны – это история о странствии в неведомое. Океан пустынен и чист, главная опасность исходит от стихийных сил. Люди готовы помогать, часто даже безвозмездно. А во время последнего большого плавания экспедиция Хейердала столкнулась с самыми неприятными сторонами цивилизации – всеобщей коммерциализацией, военным противостоянием…

Итак, в ноябре 1977 года известный исследователь Тур Хейердал во главе международной экспедиции отправился в путь на тростниковой лодке «Тигрис», построенной как точная копия древних шумерских судов. Местом старта была деревня Эль-Курна, около которой сливаются великие реки Тигр и Евфрат. Тысячелетия назад здесь существовала одна из древнейших древних цивилизаций Земли, остававшаяся после себя множество загадок.

03-09-2021
Марзия Гудкова. Африканские страсти!

Рекомендую прочитать — настоящие африканские страсти, любовные интриги и разгадка клубка невероятных событий — все в одном флаконе!

02-07-2021
758

Попробуй, найди тему, когда темы одни и те же. Реальность человека проста, а личностная утонченность зачастую слишком персональна – каждый индивид сам себе кажется микро-богом, но, конечно, бывают и более крупные фигуры – опять же, внутри себя. Экспоненциальный стиль имеет множество ограничений, он напоминает записки парашютиста, который приземлился в очередной раз и увидел вокруг себя привычные контуры. Ничего нового, но старых котов нет. Сеть. Что еще кроме сети?

07-05-2021
Пастор

Джон почему-то вспоминал именно то, как его раскусили именно в Коннектикуте – и ведь хорошо, что все не закончилось тюремным сроком, и Донахью дал ему верное, точное, какое-то бомбометательное определение:

Липкий.

Это б теперь и повторить – Липкий. Джон Подтянул к себе клавиатуру и написал:

 

Версавия. Главный редактор издательства «Улития».

 

- Что ж, - сказал он себе, - гробница доблестных — вся земля.

Весь 99-й год он представлялся Пастором и собирал деньги, пока и не произошел акт вскрытия – словно бы взяли и отпаяли горлышко у бутылки с веществом под названием goo. Сила – это понимание того, что люди заняты своими делами, и чем больше дел, тем сильнее автоматизм. Но сильнее всего – дурак, как способ, как средство, как строительный материал для умелых специалистов. Джон, было, решил подвергнуть себя анализу – где же прокололся Пастор? Может быть, червь подточил мостки дороги где-то в процессе прохождения, но между анализом и самоанализом – пропасть. Кислота лишает отваги. Наоборот, движение вперед без оглядки одухотворяет, и здесь ты – первооткрыватель миров и субстанций.

24-02-2021
Последние вздохи зимы

Бабки, бабки. В бабках хорошо. В бабках, как в кустах счастья. Еще лучше,  когда есть таинство бабок, а тут все делится на два направления, где первое – это познание, а второе – естествознание. Например, ты проверил свои способы урвать что-то на практике, встречаешь товарища, а тот говорит:

- Слышь, как сам?

- Да так, - отвечаешь ты, - сойдет. А ты?

- Да так. Но так, соточку получаю, но это так.

- А….

- Ну это так, братан, оно не всегда.

- Ага…

- Бывает и больше.

14-02-2021
Мамонт

Ближе к новому году Миша С. задумался о дисках. Хотя времена дисков прошли, он пришел в магазин и сделал запрос. Менеджер, включив режим «я дергаюсь», шелестел. Оказалось, что дисков очень много, и почему-то очень много дорогих.

- Братан, не надо дорогие, - с раздражением сказал Миша.

В тот день мелкий снег обозначил толерантность зимы – приходить она не собиралась, но лишь вертела воображаемым хвостом, заставляя машины разгонять сырую грязь. Ёлок почему-то не продавали, говорили, что и не будут продавать – в этом виделся какой-то заговор. Дисков в магазине было полным-полно, покупали их теперь мало, так как, в-основном, пользовались флеш-накопителями. Диски спали в своей пластмассовой грусти.

14-02-2021
Движение

Снег облагораживает пространство, словно бы воздух осветлился, пройдя через фильтры невидимого духа. Леса родины хранят много необычайного. Металлы, во всем их многообразии, могут находиться в самом разном состоянии, и самое важное из них – это духовное. Стружка это, или мелкий песок, или плавление идей – но, когда идешь ты, радуясь тому, как хорошо метет по всей земле, и как по боку тебе привычные стандарты, ты понимаешь всю силу веществ.

Если ты находишь в лесах Ленинградской области брошенную радиолокационную станцию «Терек», СССР вдруг восстает ото сна, представая пред тобой отдельным вертикально стоящим существом. Он в халате. Это Доктор. Доктор СССР.

 

02-12-2020
Две книги. Что общего?

Я прочитала лишь одну из них, о второй нынче гудит охочий до скандальных сенсаций рунет. Еще бы, книга с таким названием… О том, что же у нас с головой, по мнению финской радиоведущей Анны-Лены Лаурен, много лет проработавшей в Москве и Петербурге, мы и узнаем из ее книги. И несмотря на прекрасное знание Анной-Леной русского языка, писала она все-таки не на нем, и перевела ее впечатления другая Лена — автор нашего портала Елена Николаева (Тепляшина). Чем мы и хвастаемся.

Вторая книга — совсем другая. Это детектив, написанный новым автором Ларсом Кеплером, хитро закрученный, очень динамичный и изрядно страшный.

Думаю, вы уже догадались, что историю о расследовании, которое проводит «горячий финский парень» сероглазый комиссар Йона, перевела для нас тоже Лена Николаева.

02-12-2020
Елена Черкиа. Так назад или вперед?

«Браузер не поддерживается. Вы используете браузер, который Facebook не поддерживает. Чтобы все работало, мы перенаправили вас в упрощенную версию.»
Вот так сейчас работает расширение, призванное вернуть старую версию ))). Гугл хром заботливо перенаправляет пользователя расширения — в УПРОЩЕННУЮ ВЕРСИЮ, с новым дизайном, конечно же.
Я уже писала, что привыкнуть можно ко всему, и чем кардинальнее перемены, тем громче «картофельные бунты», а мы сейчас имеем дело именно с такими бунтами. Это ведь не просто новый кривой дизайн, это дизайн, заточенный под новые устройства. Без букв, но с картинками, без текстов, но с эмодзи, без возможности рассмотреть фото-оригинал, но — с его «репродукцией» на экране в лучшем случае в десять раз меньше ранишнего, в худшем — во все двадцать.
Я думаю, монстры идут на такой шаг именно потому что он неизбежен. Большая часть юзеров пользуется социалками именно в мобильных устройствах. Намного меньшая — с больших. Я бы сказала, по их прогнозам — исчезающе меньшая))).
Что из этого вытекает для нас? Тех, кто слово ставит на первое место, а любую красивую картинку или кнопку — на второе?

все новости колонки

Кол Контрультура

Буквократ

X

Регистрация