Текущие конкурсы

Конкурс "Загадочная книга"

Принять участие в конкурсах
01-08-2018

Алексей Зырянов. «Какого чёрта это премировали?!»

 

(Елена Бычкова, Наталья Турчанинова. «Рубин Карашэхра». Изд-во «Армада&Альфа-книга»)

 

Только в 2018 году я прочёл роман этого очаровательного дуэта. Но прежде познал их громоздкого и неправдоподобного «Мастера снов» через аудиокнигу, а теперь своими глазами ознакомился с первой книгой из их победоносной трилогии.

 

Этот роман взял две, казалось бы, серьёзные премии в фантастике в 2004 («Серебряный Кадуцей» и «Кинжал без Имени»), а значит, предполагает наличие в себе некоего уровня или же планки качества для жанра фэнтези. Первые страницы могут быть провисающими по качеству у любого автора, но здесь ситуация являет собой однотипный авторский замысел со слабой проработкой традиционного сосуществования ангелов и бесов.

 

И в тех же нулевых, я помню, множились мнения о том, что нынешняя (то есть тамошняя по времени) отечественная фантастика идёт куда выше по качеству, чем американская и уж тем более европейская. Это же касалось и фэнтези.

 

Отойдём от внешнего антуража книги к внутренней обстановке сюжета, с ходу проникая в текст романа по линиям художественного пространства. Читаешь и изумляешься, не понимая: это мир коварной чёрной силы или провинциальный двор военной части, где в казарме гнездятся, как им там вздумается, начальник и его жена, а рядом - сослуживцы? В прислугах у этой демонической четы «салаги», неправдоподобно изображающие страх и трепет пред Хозяином. Единственное, что попытались авторы сотворить ужасное на вид, - это огненно рыжая шерсть на теле демона-Хозяина, но при всех описаниях его поступков и манер не проглядывается абсолютно никакой по-настоящему грозной дьявольщины. Это всё подходит под описание неблагополучной семьи, где пьяный отец в одно время то добренький, то злой, а сожители его всё терпят, ведь он для них родное существо. Но если бы так описывался мир людей... но авторы заполонили текст слащавой ватой, где персонажи скрыты под личиной религиозных определений - «ангелы» и «демоны».

 

Бабушка-уборщица в больнице или школе, требующая возвысить ноги, чтоб под скамьёй промыть, способна напугать не только своим обличаем серым, но и беспрекословным голосом, повелевающим чужими душами и телом. А вот в мире романа «Рубин Карашэхра» движется полноводным руслом только расхлябанность. Демоническая братия в нём чувствует смущённость от банальных комплиментов, а их источник - главный демон - считает нужным что-то разъяснять для пришлых к нему ангелочков. Если бы не ведал я, какого пола авторы романа, то от прочтения первых же десяти страниц узнал в них простых любительниц котиков-собачек, ангелочков и мыльных сериалов.

 

Ещё воспоминания по тексту. В одном фрагменте сюжета бесовский прислуга Гэл посчитал приятным аромат фиалок. Какой же нежный демон! И это всё при том, что и роман-то не пародия на ангелов и бесов. Это фэнтези подавалось как серьёзнейший роман, ведь не усомнишься в этом после увиденных обложки, иллюстраций да аннотации, адресованной явно на взрослую аудиторию. Вглядимся в свою жизнь: многие детишки от отцов нетрезвых несправедливо получали взбучку; в подворотне все мальчишки огребали от районных гопников. А тут в романе - лепестки фиалок и нахально подсматривающие за демоном-Хозяином прислуги-бесы. Какой умильный неправдоподобный сериал.

 

Ну вот в начале из второй главы бес Гэл подумал: «Я сложил свой сундучок, сел на кровать и загрустил...». И это бес, друзья, а не говорящий котик. Припоминаешь каждый раз название романа, читаешь про сундучки и грусть у беса, и тут же стремишься заглянуть в начало книги и проверить там наличие ограничений - «детям до 12 лет». Его там нет. А покупают сей роман - лишь взрослые.

 

Вернёмся вновь к сюжету книги. Вот беседа «младших» бесов:

«...– Ты чего? – спросил он почему-то шёпотом.

Да ничего. Просто не хочется сегодня играть.

Тогда пойдём поедим»

Да, женское фэнтези ни чем не отличается от будней у московских тёлок: просто лёгким нажатием наманикюренных пальчиков «чика» заменяется на слово «бес». Сюжет не пародирует мистицизм, но по воле авторов претендуют на серьёзность. Детское фэнтези всегда идёт под своей рубрикой. Даже многомиллионные гонорары Джоан Роулинг не позволяют ей со старым «репертуаром» заполнять собой нишу взрослой литературы. А роман-то двух отечественных авторов не идёт выше уровня сказок про волшебство. Главную аудиторию романа «Рубин Карашэхра» можно найти среди любителей Гарри Поттера. Данной аудитории, можно полагать, плевать на плохо видящего волшебника, который не способен наколдовать себе линзы или отличное зрение, но умеет бороться, благодаря магии, с великими злодеями. Детская максималистская наивность: ребятня думает, что она всегда сильнее своих учителей. Такое же несоответствие и по сюжету отечественной сказки «Рубин Карашэхра», где мелкие бесы, как в романе Достоевского, решили сменить верховное руководство. И эта попытка сделать отсылку к роману Достоевского со стороны двух авторов фэнтези способно возмутить своим заурядным исполнением. Бесы просто собрались на площади мелкой кучкой, подстёгиваемые героиней по имени Хул, а потом картинно снесли дверь в покои главного демона. А уж последний картинно тыкал в подчинённых пальчиком и интересовался, кто именно им недоволен лично и кто может посоревноваться в силе. А пристыженные бесы лишь потупились назад и виновато отвернулись. Ни тебе интриг, ни тайных союзов. Удивляет, что такая литература выходит в твёрдом переплёте. Даже серии романов про туповатого галактического героя по имени Билл, описанного Гарри Гаррисоном в своих книгах, выходивших под мягкими обложками, были образцом идей высокого порядка под личиной искромётной сатиры. У отечественных же авторов формирование сатирического в своих романах просто смехотворно буксует в мелкой луже быта. Итог «восстания»: «Ответом был оглушительный топот, бунтовщиков как ветром сдуло».

 

А вот главный демон рассуждает о некоем Вильгельме Завоевателе в одном абзаце: «Нрава он был крутого, характера подлого и несговорчивого. Обитал в своём родовом имении, которое в один прекрасный день показалось ему недостаточно большим. Тогда он собрал армию таких же «обиженных» и двинул с нею по всему побережью, отхватил громадный кусок территории, поделил его между своими соратниками». И подлый он, и несговорчивый он, а легко собирает на общее дело, чтобы потом поделиться по совести. Написали два взрослых автора, но оставили ощущение, что это работа бездарного студента филфака, который постоянно допускает противоречия в начале становления себя как специалиста словесности.

 

А вот ещё из демонического мира:

«Он собрал книги, лежащие на столе (здоровая получилась стопка), и вручил их мне.

- Отнеси в библиотеку. И, будь добр, не суй, как попало. Если опять увижу, что книги

перепутаны, заставлю одного все стеллажи перебирать»

Высший демон заботится о порядке на библиотечных полках, позабыв о сотворении хаоса и затуманивании разума. Такой вот девичий взгляд на мир зла. Но огорчает, что роман всецело и не входил изначально в юмористическую серию и в дальнейшем переиздан был в строгом формате мифической фэнтези, где обложки отнюдь не настраивали на ироничный лад. Невозможно запретить иронию над сатаной и богом, если всё сотворено во благо восприятия, но не тогда, когда интерпретируют весь этот духовный дуализм совершенно нелогично в ущерб правдоподобности. Ведь показывая нам картонных ангелов и бесов, авторы идут по упрощённым представлениям о мире: всё должно быть милым и красивым, а агрессии - чуть-чуть, и только как проявление любовной страсти или же во имя абсурдной справедливости.

 

Женский дуэт выдаёт версию, что у бесов бывает аллергия на продукты разложения: «...после недели занятий у меня началась нервная чесотка от обилия материала и зубрёжки, и проявилась аллергия на книжную пыль». И всё это представлено без доли иронии. Как и это: «Если Буллфер узнает, что я лазил в его «сейф», он меня точно убьёт». Так мы узнаём, что высший демон имеет где-то сейф, за которым он плохо следит.

Прислушаемся к диалогу:

«...- Что это? - прошептал ангелок почти с ужасом.

- Грязь, - ответил я гордо. - Отличная жирная грязь. Смотрите - красота! Хоть на хлеб мажь.

Ангелок поморщился едва заметно»

Ангел поморщился от грязи? От смеси из песка с водой? Не от грязи в человеческих душах, а от намокшего песка?!

 

Подобным образом авторы выстраивают весь мир потусторонних сил. За такое, видимо, и присудили две литературные премии очаровательным писательницам. Авторы погрязли в логических огрехах. И критикам их не отмыть. Роман переиздаётся - и ладно. Зачем им напрягаться, думали они: можно в «Word'е» обычной функцией «замена» всех персонажей в демонов и ангелочков обратить. Это премиальный подход к созданию победоносного произведения?

 

Мужское лобби захотело облобызать двух женщин на вручении премии, как будто этих нескольких мужчин из числа жюри на фестивалях фантастики выпускают наружу только в дни литературных празднеств, а потом опять скрывают по чуланам, где они не видят женщин на протяжении полгода. Не мужика же обнимать на церемонии. Я понимаю и согласен: негоже нам тереться о щетины, извините, членистоногих, когда есть женщины - коллеги по перу. 

 

Иль, может, главных премий надавать в тот год совсем уж стало некому из фэнтезийных авторов? Неужели всё так было плохо в нулевые в жанре фэнтези, что Ник Перумов пролетал над премиями, как ДСП над Елисейскими полями? Ведь столько фэнтезийных сказок было от Белянина, а премию отдали побрякушке про бесят и ангелочков.

Алексей Зырянов

 

Основое

Конкурсы

Логин Пароль
запомнить чужой компьютер регистрация забыли пароль?
28-05-2019
Update

Друзья!

Наш сайт продолжает обновляться!

Если вы обнаружите какие-то сбои в работе модулей,

Пишите на kunstcamera@mail.ru

Журнал "Наша мододежь"
Журнал "Бульвар Зеленый"
22-05-2019
Jonny_begood. Халед Хоссейни «Бегущий за ветром»

Халед Хоссейни – самый знаменитый из ныне пишущих афганцев. Известным он стал как раз благодаря своему роману «Бегущий за ветром», который вышел в 2003 году и стал мировым бестселлером. Действие разворачивается на фоне политической катастрофы в Афганистане. В романе можно усмотреть черты семейной саги, ведь «Бегущий за ветром» — эпос семейный, в основе — судьбы двух афганских мальчиков у которых был общий отец.

22-05-2019
KINOTE: книги про кино. Дэвид Бордвелл «Парень по кличке Джо»

Kinote

kinote (арт-кино в движении и в деталях)

——————————————————

Teaser-weerashetak

Дата выхода: 2009
Страна производитель: Австрия
Название: Apichatpong Weerasethakul
Количество страниц: 256 (245 цветных иллюстраций)
Язык: английский
Автор: под редакцией Джеймса Квандта

22-03-2019
Николай Желунов.Харуки Мураками «Обезьяна из Синагавы»

Это не сюрреализм и не магический реализм. Не фантастика. Это психологическая проза. Подсознание разговаривает с нами через образы и из них сложена эта история.

Обезьяна — это метафора ревности Мидзуки. Она так угнетала героиню, что была загнана в подсознание — «жила в канализации» (обезьяны не живут в канализации, на минутку). Доктор в результате нескольких сеансов позволил Мидзуки психологически раскрыться и нашел проблему в ее подсознании. Родители любили не Мидзуки, а ее старшую сестру, и девочка получила психологическую травму. Героиня утверждает, что ревность и зависть ей чужды (естественно, ведь о проблеме знает только подсознание), но очевидно ревнует и завидует.

16-03-2019
Выпускники

- А ты когда брал? – спросил Женя.
- Я старый. Десяточка, - ответил Миша Седой, - сейчас и другие цены, да и все не так. Мы уже, мы уже мамонты с тобой, друг. Скоро и мы вымрем.
- Работаешь?
- Да, - отвечал он,  вздыхая, тоном вроде бы жизненным, с другой стороны – каким-то извиняющимся – мол, никак иначе и нельзя было поступить, хотя, извинения эти относились к реальности в целом.
- А я – нет. Ну я так. Ну, понял, да? Как бы это.
- А какой брал?
- Так это когда было? Пять лет назад.
Женя и Миша Седой встретились у станции метро «Боровицкая», день был ветреный, а ветер какой-то острый, какой-то проникающий, кинжальный. Отмечали день покупки дипломов с рук, прямо здесь, у этой станции в свое время, а потому, каждому было интересно, кто чего добился. Кроме того, было интересно, какие вообще теперь дела? Говорят же еще «как по-ходу дела», и это метод облегчения и фразы, и субстанции текущего дня, чувства. И, потом, все же интересно было узнать, как теперь развивается индустрия подпольного изготовления корочек – все ли тут хорошо, или закрутили гайки, или вообще, закрутили их вообще до полного удушения, или же есть еще воздух.

16-03-2019
Елена Блонди. Сто прочитанных романов. Себастиан Жапризо, «Любимец женщин»

Забавная по сравнению с другими романами автора книга. На протяжении всего сюжета она заставляет пребывать в недоумении, читаешь и думаешь, нет, тут явно что-то не так. В итоге да, автор делает финт и все «не так» уютно располагается по своим местам. И вместо серьезного, захватывающего трагического сюжета получается, тут и пародия, и издевочка, и насмешка над собой и гендерными стереотипами.
Но пока этого не поймешь, автора хочется просто убить за описание эдакого сферического самца в вакууме, идеального с мужской точки зрения «милого друга» (с), который всеми встреченными женщинами так беззаветно востребован. Вместе с автором хочется расстрелять и главного героя, но собственно, роман начинается с его смерти, и продолжается развитием сюжета от настоящего в прошлое, в котором — еще пара попыток «милого друга» подстрелить.

21-02-2019
10 затонувших городов мира

Ученые отмечают, что уровень Мирового океана повышается и многие города, которые расположены на побережье, находятся в опасности.
Когда речь заходит о затонувших городах, на ум сразу приходит Атлантида, которая, согласно легендам, была богатым городом с множеством прекрасных храмов, богатой растительностью и великолепными статуями богов. Возможно, это просто миф. Тем не менее в истории были реальные города, которые затонули.

21-02-2019
Неизвестный Египет

«ГОРЫ ОКРЕСТ ЕГО» [Пс 124, 2].
       В Средние века город Каир именовался Вавилоном, а Нил - Евфратом. Это утверждалось  викарием Гергардом, что был послан к султану Саладину в 1175 г. Фридрихом Барбароссой: «Я плыл по морю 47 дней… Наконец, я вошел в Александрийскую гавань, пред которою возвышается громадная каменная башня, указывающая морякам вход в нее. Так как Египет — плоская страна, то на башне горит огонь всю ночь; он обозначает собою для мореплавателей место гавани, чтобы спасти их от опасности. Александрия — великолепный город, украшенный зданиями, садами, и с безчисленным населением. В нем живут сарацины, иудеи и христиане; сам же город находится во власти Вавилонского султана. В прежнее время этот город был очень велик, как то показывают следы развалин. Он протягивался на 4 мили в длину, и одну милю в ширину. С одной стороны его омывал рукав реки, проведенный из Евфрата; с другой же к нему примыкало великое море…» [Арнольд Любекский. Славянская хроника (из записок путешественника XII века Гергарда викария Страсбургского епископа) // История Средних веков в ее писателях и исследованиях новейших ученых. Том III. - СПб., 1887. - С. 445] .

21-02-2019
Козлоу. Боковые концепции. Ослоу

Я расскажу о шаблоне концепции. Это значит, что самой концепции еще нет, но она может скоро появиться.

Шаблон.

Человека самого надо тестировать, шаблон ли он –  в будущем появятся методы определения фейса.

21-02-2019
В-Глаз. Катерина Дмитриева. Мешок без дна (Рустам Хамдамов, 2017)

Пропустив премьеру фильма, спросила друга, на что он похож. «Ни на что не похож» — ответил мне друг, и это стало для меня своеобразным эпиграфом к фильму (люди, участвовавшие в его создании неоднократно подчеркивали в своих интервью, что успех проекта — всецело заслуга режиссера, фильм очень авторский, и такого видения больше ни у кого нет).

все новости колонки

Кол Контрультура

Буквократ

X

Регистрация