27-10-2017
Автор: Виктор Власов

Родитель – мой вечный учитель


«Человек, который прививает своим детям навыки трудолюбия, обеспечивает их лучше, чем если бы он оставил им наследство», – сказал один известный человек, писатель и философ. Трудно не согласиться. Кто ещё сильней «привязывает» нас к труду, нежели любящий родитель – только школьный учитель и в итоге сама жизнь. Человека можно назвать по духу родным, если он помог полюбить учение и труд. Если не полюбить в прямом смысле, то хотя бы научиться терпеть и быть благодарным любому добряку, который прикладывает усилия ради нашего блага.

Когда беседую на перемене с грамотным и понимающим родителем, то вспоминаю слова коллеги – Виталия Воронкова, заслуженного учителя РФ:

– Родитель – мой вечный учитель! Многие наши беды от того, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям «можно», «надо» или «нельзя».

Вроде бы, второе предложение из диалога сказал товарищ Сухомлинский (я воспользовался поисковиком в интернете), однако Виталий Алексеевич Воронков убеждает меня в том, что эти слова пришли ему в голову задолго до прочтения трудов известного педагога.

Важную роль родителей в воспитании детей признаёт Светлана Николаевна Бабичева – учитель русского языка и литературы БОУ г. Омска «Гимназия №84». И очень важно, с её точки зрения, вовлечь родителей в воспитательный процесс любого классного коллектива, поскольку союз единомышленников (учителей и родителей учащихся) — залог эффективного взаимодействия школы и семьи.

Знаете, почему? Потому что действительно грамотный родитель ценится на вес золота, как редактор, журналист, депутат или по обыкновению достойный человек.

– Согласие между учителем и учеником – настоящая драгоценность! – присылает мне слова Конфуция мой друг и мастер ниндзюцу Борис Штуров. После беседы со Светланой Николаевной я как бы невзначай выясняю у товарища степень важности родителя-сэнсэя перед родным ребёнком.

Очевидно, лучше вам, дорогие родители, тоже послушать мнение этого светлого учителя русского языка и литературы. Проблема-то взаимодействия школы с родителями, привлечение их к совместной деятельности по образованию учащихся в наши дни – невероятно важна!

            – Наша гимназия, – начинает Светлана Николаевна. – это учебное заведение, которое представляет родителям возможность принимать участие в процессе организации внеурочной деятельности школьников. Являясь социальными заказчиками гимназии, родители имеют возможность влиять на её деятельность, участвовать в повседневной жизни своих детей, в управлении жизнедеятельностью классных коллективов.

            Никакой рекламы учебного заведения. Лишь мнение и усилия над собой, поверьте.

                 – Многолетний опыт работы в роли классного руководителя позволяет мне сделать вывод, что заинтересованность и успешность детей напрямую зависят от участия их родителей в любом мероприятии класса. Участие родителей в подготовке и проведении коллективных творческих дел, акций, спортивных соревнований, субботников даёт возможность превратить их в общее дело для всех сторон образовательного процесса: детей, их родителей и учителей.

                 – Где вы, Светлана Николаевна, обсуждаете важность этого процесса?

– На родительских собраниях, Виктор, мы обсуждаем, как организовать воспитательный процесс в классе так, чтобы помочь детям утвердиться в жизни, как позаботиться о богатстве их внутреннего мира, формировании нравственных качеств. Что важно для родителя? Это здоровье ребёнка: и физическое, и моральное, и, несомненно, духовное. Поэтому одним из основных направлений моей деятельности стало духовно-нравственное.

– Как стимулировать совместную деятельность ученика и родителя?

– Ежегодно ученики совместно с родителями готовятся к участию в городских этических чтениях «Нравственность и духовность в развитии общества», размышляя над вечными вопросами добра и зла. Родители приходят поддержать своих детей во время выступления на чтениях, что тоже, на мой взгляд, немаловажно, чтобы показать школьникам, что родителям интересна их жизнь, что они заинтересованы в том, чтобы их сыновья и дочери выросли добрыми, неравнодушными, умеющими сострадать и приходить на помощь нуждающимся.

– В каких акциях или экскурсиях родители и ученики принимают участие?

– Вместе с родителями в рамках благотворительной акции «Рукавичка добра» мы, например, посетили приют для бездомных животных «Омские хвостики». Поездка оставила неизгладимое впечатление, пробудила чувство сострадания к животным, желание помогать братьям нашим меньшим, быть ответственными за их судьбу.

Также яркое впечатление в памяти учеников и их родителей оставляют экскурсии, в том числе в храмы нашего города и Омской области. При этом важно отметить, что некоторые дети впервые посещают храмы именно во время этих классных экскурсий. Организуя туристические туры по другим городам России, я обязательно включаю в программу посещение храмов. Во время весенних  каникул 2012 г. в составе туристической группы, отправившейся в Санкт-Петербург — Царское Село — Пушкинские горы, было 20 детей и 3 родителей. Мы посетили много достопримечательностей, в том числе Собор Святых Петра и Павла (усыпальницу дома Романовых), Исаакиевский  и  Казанский соборы, Святогорский монастырь в Пушкинских горах (с посещением Некрополя Ганнибалов-Пушкиных). В 2013 и 2014 годах мы посетили ряд европейских стран: Польшу, Германию, Люксембург, Чехию, Францию, Австрию, где имели возможность познакомиться с историей, культурой, религией других народов мира.
 


– Что вам удастся сделать в этом году?

– На осенних каникулах мы собираемся посетить Санкт-Петербург. Программа тщательно продумана и построена в соответствии с возрастом шестиклассников. К поездке идёт кропотливая подготовка детей. Одна из предстоящих экскурсий — в особняк Румянцева на экспозицию «Ленинград в годы Великой Отечественной войны». Накануне мы встретились с омским писателем Н. П. Седовым, прочитали и обсудили его книгу «Пашка-козявочник» о сверстнике ребят, умершем в дни блокады. А. А. Зенков — один из родителей класса, увлечённый историей, — готовит для детей классный час о страшных страницах блокадного Ленинграда. Кстати, это будет уже второй классный час о Великой Отечественной войне, который подготовлен Александром Александровичем. В прошлом году после совместного участия пятиклассников и их родителей во всероссийской акции «Бессмертный полк» в классе прошёл необычный классный час, на котором мы не только говорили о войне, но и пели военные песни под гитару.

– Планируя в этом году поездку в Санкт-Петербург, – добавляет Светлана Николаевна, – мы включили в программу и посещение мемориального музея-квартиры А.С.Пушкина, чтобы познакомиться с литературно-монографической экспозицией «Жизнь и творчество А.С.Пушкина». Также побываем в г. Пушкине, посетим Екатерининский дворец и  Мемориальный музей — Лицей.    О лицейских годах жизни великого поэта дети узнают как на уроках литературы, так и из познавательной программы, которую для нас по нашей просьбе подготовили сотрудники библиотечного центра «Культура Омска», с которыми мы сотрудничаем.

– Как вы готовите детей к посещению храмов в Санкт-Петербурге? Не всем ведь интересно и не все знают, как себя вести.

– В дни туристической поездки с целью знакомства с «всея России украшениями» и формирования уважительного отношения к православным ценностям мы планируем посетить Исаакиевский собор, храм Спас-на-крови, Казанский собор и храм в бывшем Царском Селе, где ежедневно, пока учился в лицее, молился А.С.Пушкин. Чтобы подготовить детей к посещению этих святых мест, мы решили организовать экскурсию в Храм всех Сибирских святых в нашем городе и 6 октября 2017г. посетили его всем классом в сопровождении 7 родителей. Настоятель храма отец Николай провел духовную беседу с детьми и их родителями, рассказал об истории церкви и о чудотворных иконах в храме, а также о том, как правильно себя вести, находясь в святом месте.

– Детям интересно слушать священнослужителя?

– Дети с большим вниманием тогда слушали отца Николая, задавали интересующие их вопросы, рассматривали убранство церкви. Затем ребята побывали в воскресной школе, которая располагается вблизи храма. Директор школы Конюшева Наталья Владимировна показала детям учебные классы и рассказала, какие предметы преподаются в воскресной школе. Радостно, что мудрыми помощниками в организации таких поездок являются родители учеников. Кстати, отец Николай — родитель одного из учеников нашего класса. И Станиславу было очень приятно вместе с батюшкой встречать нас в храме и сопровождать в воскресную школу. А когда мы писали сочинение-описание помещения, Стас рассказал в нём о посещённой нами церкви и описал её, ещё раз напомнив одноклассникам о памятной поездке.

– Чем эти поездки важны для детей?

– Подобные поездки, на мой взгляд, являются важными и в рамках патриотического воспитания школьников, поскольку позволяют расширять представление детей о родном крае и формировать гордость за свою малую родину, желание трудиться на её благо.

– Какие ещё мероприятия и праздники родители помогают организовывать в гимназии?

– В нашей гимназии традиционно проводятся классные часы, посвящённые Дню защитника Отечества, выводу советских войск из Афганистана, Дню Великой Победы над фашистской Германией. В рамках этих декад проходят классные часы, конкурсные программы: «С песней по жизни», «Чтобы помнили», «Парад войск». Вместе с родителями и детьми мы пишем сценарии, готовим костюмы, проводим репетиции. Для участия, например, в смотре строя и песни класс готовит название, девиз, маршевую песню, отрабатывает команды, а родители шьют единую форму и обязательно приходят поболеть за своих детей. Проведения праздника ученики очень ждут и вместе с родителями получают колоссальный опыт дружеского общения и массу положительных эмоций.


 

Ежегодно ко Дню Защитника Отечества в гимназии № 84 проводится военно-спортивный праздник «Зарничка», большую помощь в организации которого оказывают родители на всех этапах – начиная от подготовки команды и заканчивая организацией чаепития на свежем воздухе.

– Какие конкурсы вы проводите, мотивируя ценности семьи?

– Традиционным стало участие учеников в конкурсах сочинений: «Моя любимая семья», «История моей семьи в истории моей страны», «Я помню! Я горжусь!», «Истории Великой Победы» и другие. Дети с родителями перелистывают страницы своих семейных альбомов, вспоминают о родственниках, которыми гордится их семья, и рассказывают об этом в своих сочинениях. Эти работы мы отправляем на различные историко-литературные конкурсы. Лучшие сочинения публикуем в литературно-художественном альманахе «Лира», который сами выпускаем в гимназии. Приятно, что авторами творческих работ являются не только ученики, но и их родители. Сейчас идёт сбор материалов для 6-го выпуска «Лиры».

Традиционными в гимназии являются интеллектуально-творческие игры «В гостях у Деда-краеведа» и «Моё родное Прииртышье», готовясь к которым, дети вместе с родителями изучают историю родного края. По окончании игр, которые в субботний день проводятся в парке культуры и отдыха САО или на спортивной площадке гимназии, родители организуют чаепитие на природе, что опять же способствует сплочению коллектива: детского и родительского.

Важным направлением в деятельности учителя считается и общекультурное развитие школьников. Дети любят встречаться с интересными людьми, среди которых омские поэты и писатели. С теплотой вспоминают ребята творческие  душевные встречи с Татьяной Николаевной Андринской, Николаем Петровичем Седовым, поэтом-самородком Ольгой Петровной Воронцовой. Мы с большим удовольствием уже много лет сотрудничаем с библиотечным центром «Культура Омска». Родители учеников сопровождают нас и на спектакли в различные театры города.

Большой популярностью у учеников пользуются проводимые вместе с родителями шахматно-шашечные турниры, соревнования по пионерболу.  Сколько эмоций получают и дети, и взрослые! Сколько гордости испытывают родители за детей, а дети за родителей!

Таким образом, вовлекая родителей в воспитательный процесс, удаётся создавать в классе атмосферу, благоприятную для развития каждого ученика, добиваться сплочения классного и родительского коллективов, формирования уважительного отношения детей к родителям, установления тесных связей между семьёй и гимназией. А родители своим участием в жизни класса помогают детям становиться более активными, милосердными, целеустремлёнными и социально значимыми. 


 

X

Регистрация

Email

Логин

Имя

Пароль

Повтор пароля